- Катехизисы русские
- и вообще символические книги русской православной церкви т. е. свидетельствующие об истинах православной церкви. Главными из этих книг являются "Православное Иисповедание" Петра Могилы и Пространный Христианский Катехизис митр. Филарета, из других замечательны: 1) Большой Катехизис Лаврентия Зизания, представляющий собою книгу, содержащую вопросы и ответы на них, касающиеся веры. Этот К. был назван Большим в отличие от Малого, написанного около 1649 г.; автором Больш. был ученый юго-западной Руси Лаврентий Зизаний Тустановский, напечатание труда которого последовало в 1627 г. под присмотром мит. Филарета, во второй раз тот же труд появился в 1783 году. Б. Кат. излагает учение о вере, содержащейся в "Символе веры", о надежде в Молитве Господней, и любви в Десятисловии. Он появился по насущным потребностям бороться с проникающим в Русь католицизмом и протестантством, и кроме того для борьбы с появившимися к тому времени множеством ложных и извращенных учений. Труд этот признан, однако, неудачным. 2) Православное исповедание кафолической и апостольской церкви Восточной, автором которого явился известный Петр Могила, давший сей труд в 1640 г. и для большей уверенности в правильности высказанных в нем истин православной веры отправивший его на рассмотрение восточных патр.; хотя труд б. напеч. до получения отв., но признан верным, что и засвидетельствовано многими их (патриархов) подписями. Причина его издания борьба с появившимися книгами католиков и протестантов, старавшимися насадить свою веру. В России он (Б. К.) появился в 1696 г. после выхода издания его в 1662 г. в Амстердаме, благодаря стараниям переводчика при дворе султана в Константинополе, грека Панагиота. 3) Малый Катехизис или т. наз. "Собрания краткие науки о артикулах веры". В русском издании явился он в 1645 г., будучи впервые издан на языке польском, в него внесены: символ Афанасия александрийского, изложение веры Анастасия, пат. антиох., Кирилла иерусалимского, преп. Максима, а в конце помещается слово Конст. патр. Геннадия о вере. 4) Катехизис Пространный христианский, автором которого был митр. Филарет, перед изданием которого были выпускаемы в виде опытов: а) Кат. Феофана Прокоповича, б) Кат. Платона, в) Кат. свящ. Беликова, г) Кат-сы м. Филарета, напис. в 1822 г., прошедшие три фазы своей истории. 5) О. Владимира Геттэ. "Изложение учения православной кафолической церкви с указанием различий, встречающихся в учении других христианских церквей", которое как бы старается способствовать соединению церквей. Догматическая его часть изложена в порядке Символа веры.
Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. П. П. Сойкин. 1913.